Свободолюбие и вольномыслие Возрождения не было статичным и не могло ограничиться однажды установленными рамками. Пройдя все исторически и логически обусловленные этапы и подобравшись в завершающей своей стадии – Высокому Возрождению, – оно словно попыталось преодолеть самое себя.Существующие на данный момент рамки оказались тесны, приоритеты в зодчестве менялись. Уже недостаточно было просто соблюсти пропорции и выдержать правила создания античного ордера. Это стало казаться суховатой педантичностью.

Замок в стиле барокко
Огромную важность приобрела пластичность рисунка, динамичность образа. В архитектурных реализациях стала чувствоваться нарочитая контрастность и эмоциональная аффектация архитектора. При планировке здания золотое сечение уже не было догмой.
На первых порах такие архитектурные проявления казались столь вопиющим отклонением от норм и общепринятых стандартов, что воспринимались многими как странность и нелепость. Отсюда, собственно, и произошло название этого стиля (слово «барокко» на итальянском языке означает «странный»).
Между тем оказалось, что у нового стиля большое будущее. Новые здания были помпезными, основательными. Они словно отражали тогдашние воззрения о сложности, изменчивости, многогранности, иррациональности и необъятности мира. Для величественных и торжественных королевских дворцовых ансамблей, католических соборов лучшего и желать было нельзя. О чем думалось глядя на римский Собор св.Петра? Конечно же, об абсолютной власти Ватикана. Что приходило на ум перед итальянским палаццо? Разумеется, убежденность в том, что королевская власть – вечна и непререкаема.
В общем и целом господство стиля барокко в архитектуре охватывает период с середины 16-го столетия до конца 18-го.
Одним из пионеров архитектурного барокко был великий и непревзойденный Микеланджело. Это он первым посмел презреть существующие среди мэтров зодчества того времени догмы, привнести в строительство собственные фантазии и нарушить пропорции.

Собор в стиле барокко
Барочным зданиям присуща мощная горизонтальная динамика, они будто раскрываются в глубину. Эти сооружения в немалой степени театральны, то есть использованные художественные средства и приемы направлены на то, чтобы поразить и даже потрясти человека, лицезреющего их. Аспект декоративности явно выходит на передний план.
Что ж, теперь так не строят… Впрочем, подобного рода сооружения в наше время отвечают лишь весьма узкому спектру задач. Хотя использовавшиеся в барочных ансамблях декоративные элементы не сбрасываются со счетов современными архитекторами. Ведь достаточно пары-тройки барочных «штрихов» – и зданию уже сообщено определенное настроение и характер.