Бионика - новый архитектурный стиль
Органика в архитектуре. Чтобы жить гармонично…
Что принес миру 20-й век? Невероятное увеличение скоростей, технологии почти из области фантастики. И, разумеется, уход от природы в направлении урбанизации и в некоторых случаях практически полный разрыв с нею. Коснулись подобные тенденции любых сфер человеческой жизни – науки, как следствие, промышленности, социальной сферы. Не избежало новых веяний и искусство.
Архитектура, быть может, больше всех прочих видов искусства подверглась воздействию новых идей в умах человечества. И это не удивительно, поскольку, будучи искусством в высочайшей сфере материальным, она отражает существующие в каждый момент времени воззрения на окружающий людей материальный мир.

Итак, возникшее в архитектуре начала 19 столетия направление под названием «эклектика», стала толчком, вызывающим к жизни или побуждающим к рождению другие архитектурные стили. Однако любое из них в той или иной степени означало уход от природной естественности форм, материалов, приемов в направлении искусственности, фантазийности, словно противопоставляя среду обитания человека окружающей среде.
Между тем, уже в 20-х годах 20-го столетия появились первые «ласточки», испытывающие дискомфорт от столь явной доминанты априродных архитектурных течений. Такой «ласточкой» стал американец Фрэнк Райт. Его принципы строительства стали основой современного органического архитектурного стиля, уравновешивающего неорганику в современной архитектуре.
Одна из основных его идей состояла в том, что здание должно быть естественным продолжением приусадебного участка, на котором он возводится, и наоборот – прилежащий участок природы обязан плавно перетекать в здание. Таким образом, по Райту здание не может быть многоэтажным и возвышающимся над близлежащей растительностью и окружающим его ландшафтом. Его здания скорее протяженны вдоль поверхности земли, нежели ввысь.
Еще одна мысль, являющаяся на сегодняшний день принципиальной и основополагающей для данного стиля в архитектуре, – любое сооружение должно быть единым пространством с минимальным количеством отдельных помещений. Воздух и свет должен беспрепятственно циркулировать по всему зданию, зоны различного функционального назначения свободно просматриваться.
Райт призывает, насколько это, возможно, сузить спектр использованных для строительства материалов, а элементы декора сделать выглядящими максимально естественно для них.
Геометрические формы здания предполагаются достаточно простыми, без вычурности и не вызывающими ощущения дисгармонии с садом или парком, в котором это здание волею судьбы и его владельца очутилось.
Органический стиль в период своего возникновения не вызвал симпатий и понимания ни среди широких масс потенциальных потребителей, ни в среде архитекторов.
Первыми почитателями и реализаторами идей архитекторов-органиков были экстравагантные богачи (ну, действительно, кто еще мог пожелать иметь, например, дом над водопадом). Однако постепенно все изменилось, и органический стиль начал свое восхождение на архитектурный Олимп.
В России неординарные и нетипичные принципы органики не могли получить да и не получили распространения в Советском Союзе, так что этот период можно справедливо назвать органическим архитектурным вакуумом. Тем не менее, как только такая возможность представилась (с начала 90-х), идеи этого стиля стали просачиваться и в наш социум. Да это и логично, ибо желание жить поближе к незадействованной в современной человеческой деятельности природе приобретает все больше приверженцев.