XIV столетие явилось миру неким предтечей свободы мыслей, творчества, желаний. Великие умы позволили себе обратиться к античности в поисках авторитетов. В веке ХV эти тенденции приобрели массовый характер, постепенно охватывая все больше сфер человеческой деятельности. Правда, сам термин «возрождение» появился лишь в следующем XVI веке, но значение изменений, произошедших в умах в предыдущих столетиях, от этого никоим образом не умаляется.Архитектура, как одно из жизненно значимых для человечества видов искусств, тоже претерпела ощутимые преобразования. Что изменилось? Во-первых, возрождается центрально-осевая симметрия. Здание, возведенное по такому принципу, имеет замкнутое пространство, создает ощущение его всесторонней развитости, вызывая ощущение величия и даже грандиозности. Во-вторых, архитекторы позволяют себе более свободно и смело при проектировании зданий использовать античные классические ордера. Теперь здание становится благородно-сдержанным и кажется монументальным. Стены начинают приобретать новое значение. Они декорируются, в верхних этажах расчленяются парными пилястрами. Парадный подъезд получает торжественность.
Характерными чертами зданий являются арочные элементы, высокие просторные помещения, колоннады. Крыши, как правило, проектировались пологими или наоборот крутыми, но с неизменными башенными надстройками, ребристыми куполами. Здания расписываются снаружи и изнутри, частым декоративным элементом становится лиственный и геометрический орнамент. В цветовой гамме доминирует пурпурный, коричневый, желтый, синий цвета. В создании таких шедевров преуспели Филиппо Брунеллески, Донато Браманте, Антонио да Сангалло.
Постепенно дом из феодального замка или крепости начинает превращаться в городской дом, то есть находит свое место в городском ансамбле. Немало сделал для этого Антонио Палладио.
Именно в период Ренессанса архитектор из безымянного мастера превращается в человека, который собственными творениями мог прославить свое имя в веках.
Архитектурных направлений (школ) той эпохи было несколько. Например, можно говорить о флорентийской, венецианской школах.
Архитектурные ансамбли и отдельные сооружения эпохи Возрождения и сегодня неизменно являются одними из достойнейших украшений любого города. И хотя по канонам этого архитектурного направления новых зданий в наше время уже практически не строят, но даже некоторые из присущих ему элементов неизменно делают любое здание удивительно красивым и богато выглядящим. Поэтому в произведениях современных архитекторов нередко можно узнать их.